Previous Entry | Next Entry

Сиденьем города не берут.
Конечно, неделя в Тоскане – это мало. У нас было больше. Мы объехали множество маленьких и больших городов, купались в термах, жили на фермах и ели - много и необыкновенно вкусно. До поездки я как обычно изучила форумы, пытаясь составить свой идеальный маршрут из разрозненных отчетов и впечатлений. Что-то оказалось несомненным must see, а что-то вполне можно было проехать мимо.
Если бы меня сейчас спросили, куда бы я отправила девственных в туристическом плане родственников или знакомых в первую очередь, я бы ответила – в Тоскану. К моему большому удивлению, даже Прованс остался у Тосканы в тени. В легкой такой тени, но все же.
Итак, у нас есть неделя в Тоскане – прилетаем в субботу, улетаем в воскресенье. Необходимые условия: вы можете взять машину в аренду, любите на ней ездить, не ищете тусовок.
Сезон – весна/осень. Купаться в море еще или уже нельзя, а где-то отмокнуть все-таки хочется.

День первый: прилет, переезд во Флоренцию.

Я, как адепт прямых перелетов, советую лететь в Верону. В Верону из Москвы регулярно летает авиакомпания Трансаэро. Еще один вариант – Венеция. Но я бы вынесла Венецию в отдельный визит. Или совместила ее с западной Словенией.
В аэропорту Вероны пересаживаемся на арендованную машину (бронируем ее заранее, например, здесь: www.skyscanner.ru). И едем во Флоренцию.
Во Флоренции селимся по своему усмотрению. Флоренция дорогая. Я нашла на букинге квартиру в спальном районе, вот в таком доме:

Всем была хороша квартира, кроме глухого деда-соседа, который за стеной на полной громкости смотрел по телевизору фильмы ужасов. Следующим вечером на площадке ругалась итальянская семья. Испытали весь шквал эмоций. Так что, будьте готовы)
Вечером, если еще живы, выходим на ужин в ресторан неподалеку (TripAdvisor в помощь).

День второй: Флоренция.

Красивых фотографий Флоренции у меня нет. И хорошо, потому что это надо увидеть неподготовленным, чтобы не испортить впечатления. Я видела достаточно много городов, и Флоренция не похожа ни на один из них.
Куда первым делом идти во Флоренции? Конечно, к Santa Maria del Fiore. Откуда бы вы к нему не вышли, будете впечатлены, обещаю. Дальше – по желанию. Можно идти занимать очередь в Галерею Уффици, можно смотреть на могилы знаменитостей (Микеланджело, Галилея, Макиавелли..) или на уникальные фрески в соборах. Ну или прямиком в первый в мире магазин Gucci.
Если знаем английский, то к 16.00 подходим к церкви Santa Maria Novella. Отсюда каждый день стартуют два бесплатных пешеходных тура по городу. (http://www.florencefreetour.com). В одиннадцать утра – Ренессанс-тур по самому центру, в четыре дня – тур Медичи.
Мы были на обеих экскурсиях, вторая поинтереснее. Экскурсоводы отличные, с прибаутками, народ делят на группы, все слышно и видно. Заканчивается второй тур у Палаццо Питти. Там еще одна всемирно известная галерея.
Ну и наконец, ужин. И, конечно, стейк по-флорентийски. По совету экскурсовода за стейком мы отправились на рынок Сан-Лоренцо. На втором этаже у рынка фудкорт.

Горячие блюда подают после шести вечера. Наш «ресторан» первый по левую сторону от входа:

Выбираем Bistecca Alla Fiorentina, ждем 15 минут, забираем:

Я не ем мясо с кровью, но это ела. Очень вкусно и нет наценок за гарнир, скатерти и прочую дребедень. Стейк большой, почти на килограмм, мы даже доесть не смогли.
Если не любим сырое мясо, проходим чуть дальше и в крайнем по левую сторону «ресторане» берем сырых устриц, по 2.50 евро за штуку. Тоже отличные.

Там же есть тартар из тунца и чего только еще нет:

День третий: Флоренция и вечерний переезд в Сан-Джиминьяно.

Итак, у нас еще один почти полный день на Флоренцию. Если хотим подробнее узнать о истории города и послушать байки про голые статуи, идем на первую бесплатную экскурсию. Если жарко, или достало искусство, можно отправиться на прогулку в Сады Боболи. Около садов мы уже были – они прямо за Дворцом Питти.

Сады платные (12 евро), в принципе, неплохо, но вообще – сады как сады. Если были, например, в Петергофе, то эти вряд ли сильно впечатлят. Мне больше всего понравились карпы в фонтане. И удивительный грот с овцами.

Время обеда и мы отправляемся дегустировать кишки. Точнее, говяжий желудок. Это я о Лампредотто – знаменитой флорентийской шаурме. Кишки во Флоренции продают в уличных киосках. Наш назывался Sergio Pollini Lampredoto (хо-хо). От Садов Боболи полчаса пешком, но дорога интересная, не пожалеете.

Кишки в кипящем чане выглядят отвратительно. Но если Данте ел, то и я смогу. Если не думать о том, что ты ешь, то очень вкусно. Но жирно, конечно.

В довесок к кишкам дают вино – бесплатно. Просто стоит бутылка и никто не следит, сколько ты там себе льешь. Ели и думали, как бы прижилась такая халява в России.
Дабы добить желудок собственный, забежим еще и за «лучшим мороженым в Италии», здесь недалеко. Нам нужно Marco Ottaviano Il Gelato Gourmet.

Советую клубничное. Может и не лучшее в Италии, но я пока, пожалуй, лучше не ела.
Досматриваем то, что не успели, садимся в машину и в путь. Наша цель – средневековый Нью-Йорк. Сан-Джиминьяно.
В сумерках заселяемся на ферму с видом на город.

Теперь понятно, почему Нью-Йорк? Только девять вечера, поэтому можно прогуляться в город – на ужин. Город практически пуст.

Туристы обычно заезжают сюда днем, всего на пару часов - и зря. Именно здесь, поздним вечером, я почувствовала, что время остановилось где-то в узких каменных закоулках. Никакого сравнения с древним Римом, да просят меня его поклонники.
Сезон не в разгаре и в городе работает всего пара ресторанов. Заходим наугад.

Заказываем мясо. Официант спрашивает, не желаем ли мы к мясу немного трюфельной стружки – как раз сезон. Мы, конечно, желаем. Доплата за стружку совсем не существенна – два или три евро за порцию. Но такого вкусного мяса мы не ели за всю свою жизнь.

Даже хотели построить обратный маршрут через Сан-Джиминьяно, чтобы еще раз зайти в этот ресторан.

День четвертый: Сан-Джиминьяно, переезд в Сатурнию, термы.

Просыпаемся в старинном доме в самом сердце Италии.

Хозяйка уже приготовила завтрак.

А хозяйский пес пришел попрошайничать.

За все время нашего пребывания старая морда не издала ни одного присущего собаке звука. Зато храпела псина по-богатырски. Благо, ночевала в гостиной, на собственном диване и за толстой дверью.

После завтрака – кофе на свежем воздухе.

Оставить вещи в машине и вперед – посмотреть на город при свете дня.

Желающие могут лезть на одну из многочисленных башен:

Остальные гуляют и покупают кабанов

Или уникальное белое вино Vernaccia di San Gimignano. При мне поляки купили два ящика. Вино и правда изумительное.
Напоследок заглядываем в таверну у въезда в город. Садимся за столик над обрывом, заказываем пиццу и бокальчик местного белого.
Возвращаемся к машине, едем в Сатурнию. Почему именно Сатурния? Потому что термы. Полезные, естественные, бесплатные. Сами по себе еще какая достопримечательность. Хороший отдых после долгого дня. А еще из Сатурнии удобно ездить в города, которые я приметила. Сатурния – это я в целом про окрестности. Мы жили рядом с городком Монтемерано. В уютном домике над долиной.

Заселились, в машину и к термам. Через десять минут слышу от водителя: «ЧТО ЭТО ТАМ ТАКОЕ??» Обожаю эти моменты. Да-да, мы именно туда едем.

Как у любого уважающего себя места в Италии здесь есть своя бородатая легенда. Мол, однажды Юпитер прогневался на Сатурна и метнул в него копье. Промахнулся, зато вызволил на волю сероводородные источники с температурой 37,5 градусов.
Cascate del Mulino – это естественный водопад у подножия старой мельницы. Природа же создала целый ряд уютных ванночек с голубой, активно пахнущей водой.

Думаю, здесь особенно хорошо именно в межсезонье. Подходишь к водопаду в куртке, спринтерски раздеваешься (душ и туалет здесь есть, раздевалок нет) и бегом в почти горячую воду. Лежишь, отмокаешь, смотришь на зеленые холмы. При нас парочки с пластиковыми бокалами вина туда залезали.

Изредка вытащишь на воздух руку и сразу обратно – холодно. Выходить бодряще, не скрою. Добежишь до вещей, вытрешься, стуча зубами, натянешь джинсы с курткой. Хорошо. Выпьешь в баре горячего чая (там и еда есть, цены вполне демократичные).

И, обновленный, едешь домой – спать, попахивая серой.

День пятый: Питильяно, Сорано, Via Cave - этрусские дороги в скалах.

Просыпаемся на ферме. Завтракаем с потрясающим видом:

Если завтраки фермером не предусмотрены, накануне покупаем в супермаркете продуктовый набор:

Выдвигаемся в сторону «магического треугольника» этрусков - Питильяно, Сована, Сорано. Сразу отмечу – на Совану я бы время не тратила, ничего особенного, просто совсем маленький старинный городок. Там еще и ветер ужасный.
Для начала я бы заехала в Питильяно. Больше всего город впечатляет со стороны. Очень советую заценить этот момент – ничем не примечательный поворот и вдруг перед вами на скале вырастает город. Незабываемое зрелище. Именно поэтому я советую заехать сюда по пути в Сорано из Сатурнии. Думаю, на обратной дороге такого вида уже не будет.
Быстренько осматриваем Питильяно, пьем по чашечке кофе и отправляемся в гости к древним этрускам.
Паркуемся у въезда в Сорано.

Идем осматривать дороги в скалах:

Подробнее читаем здесь:

Прогулка займет часа полтора. Еду и питье там не продают, имейте в виду.

По пути домой снова заезжаем отмокать в каскаде. Или выбираем платные Terme di Saturnia. Это уже полноценный термальный комплекс в самой Сатурнии – с бассейнами, душами, рестораном и т.д. Вход 12 евро, с собой иметь полотенца и шапочку для душа (можно и на месте купить).

День шестой: Монтальчино, Монтепульчано, знаменитые холмы Тосканы, Bagni San Filippo.

Сегодня придется встать пораньше) Отправляемся смотреть на открыточные виды Тосканы: поля, виноградники, маленькие церквушки, овцы и дикие зайцы.
Берем курс на Монтальчино.
Останавливаемся сфотографировать овец. Вылезаем из кустов. Бараны тут же сбивают отару в кучу и молча, но настойчиво гонят ее с поля в неизвестном направлении.

Быстренько смываемся, опасаясь дроби в заднее место.
Говорят, одна из самых живописных дорог Тосканы – участок между Монтальчино и Монтепульчано. Едем. Очень не хватает лаванды из Прованса, но тоже неплохо. Погода у нас была блеклая, поэтому хороших фотографий нет.

Заезжаем на виноградник, дегустируем вино и оливковое масло. Обедаем в одном из городков. Мы, признаться, ни в один из них не заезжали – не было времени. Но, думаю, они того стоят. Из Монтепульчано берем курс на Chianchiano Terme. Здесь не останавливаемся (хотя здесь тоже есть отличный термальный комплекс с бассейнами). Вбиваем в навигатор Bagni San Filippo. Если поедете именно так, то после Чианчиано должны проехать по просто умопомрачительному серпантину с кипарисами (если я ничего не напутала, конечно). Небольшой крюк, но не пожалеете, поверьте.
Приезжаем в еще одни натуральные термы – Сан Филиппо. Необыкновенной красоты водопад находится в лесу.

Перед поездкой я никак не могла понять – можно ли там купаться. Отзывы на форумах были диаметрально противоположные. Оказалось, что купаться таки нельзя – висит табличка.

Но почти все купаются. Ну как купаются – залезают на пару минут в теплые ванночки (типа никто не видит) или греются на солнце на соляной скале. Очень необычное ощущение – сидеть на скале, по которой струится вода.

Выше и ниже водопада течет серная речка, тоже с ванночками и там уже никто не стесняется – сидят целыми семьями.
После очередного оздоровления отправляемся домой. По дороге проезжаем очень необычный высокогорный город – Abbadia San Salvatore. Можно остановиться на ужин или зайти в ювелирный магазин у заправки (очень рекомендую местную бижутерию). Только учтите, что дорога горная, вихлястая, и некоторым впечатлительным ехать в темноте будет не очень комфортно)

День седьмой: релакс, озеро Больсена, Чивита ди Баньореджо.

Отсыпаемся. Катаемся на лошадях на одной из близлежащих ферм. Просто гуляем. Едем обедать на озеро Больсена. Например, в одноименный город с очень живописной крепостью. Мы проехали город мимо и очень пожалели, что не оставили на него времени.
Направляемся смотреть один из знаковых городков региона – Чивита ди Баньореджо.
Сразу предупреждаю – место крайне туристическое. Но все-таки, посмотреть на это стоит.

Знала бы я про все заранее, предпочла бы посмотреть со стороны. Именно этот вид и впечатляет больше всего. Внутри городка всего одна улица – обычная каменная улица, мы уже видели десятки таких. Добраться до города можно только пешком – по длинному, стоящему над пропастью мосту. По пути туда я еще кое-как отвлеклась шелушением арахиса, который продают у входа. А обратно шла на ватных ногах, в конце почти бежала. Короче, мост не для нервных. Хотя пенсия активно ходит туда-сюда. Для них там и мини-скорая прямо у входа дежурит)

Недалеко от Чивиты есть еще один очень популярный у туристов старинный город – Орвието. Мы заехали и туда. Но после всего увиденного он меня сильно не впечатлил. Разве что, Собор, но мы уже видели похожие во Флоренции.
Возвращаемся к дому. Самое время для прощального ужина – например, в очень уютном маленьком городке Монтемерано:

Мы были в этом ресторане:

И снова заказали мясо с трюфелем. Не так феноменально, как в Сан-Джиминьяно, но тоже восхитительно)
Я ехала в Италию с крайним вкусовым предубеждением. Не люблю пиццу, макароны и иже с ними. Натурально переживала, что я там вообще буду есть. Оказалось, я просто не пробовала настоящую итальянскую кухню, из настоящих итальянских продуктов. Ну ладно, паста-таки не мое – ну макароны и макароны, хоть и вкусные. Но пиццу на тонюсеньком тесте из Орвиетто или пиццу с трюфелем из Витербо я вспоминаю до сих пор. Я вообще вспоминаю все, что я там ела. Мясо, кишки, креветки и вонголе в ресторане в Риме, помидоры (какие же там помидоры!), яблоки, сыры, бирамису (!), конечно, прошутто. Это было пока самое вкусное путешествие в моей туристической жизни.

День восьмой: переезд в Верону.
Ну все, садимся в машину и в долгий путь до Вероны (или откуда вы там улетаете).
В Вероне селимся поближе к центру и отправляемся гулять.

Вы ведь все равно пойдете к балкону Джульетты?) Ну да, балкон. Но надо же было такую пошлятину развести – тереть Джульетту за грудь. И мужики взрослые трут (вон на заднем плане), и дети.

Больше всего мне понравились надгробия Скалигеров. И соборы красивые. А, еще же и свой Колизей есть.

Магазины не интересные. Ну и никакого особого «духа дюбви» там, конечно, нет. Не знаю, мне полдня в Вероне хватило бы с головой. Если окажетесь там вечером, загляните вот в это местечко:

Здесь очень атмосферно. Совсем крошечный коктейль-бар, внутри никто не помещается, все тусуются на улице. Как я поняла, в основном местные и молодые.
Ну что же, крайний бокал красного вина и спать. До свидания, Италия.

P.S. Все это исключительно мое мнение и мой идеальный недельный маршрут – Италия у каждого своя. Буду рада, если расскажете про вашу)

( 25 comments — Leave a comment )
s_dragonfly
Jun. 11th, 2016 12:15 pm (UTC)
Спасибо за конкретные наводки на рестораны и интересные места! Кишки прямо удивили, сколько раз была во Флоренции, даже не слышала о таком. Данте ел, серьезно? Значит, надо пробовать)). И в термы давно собиралась заехать, теперь знаю, чего ожидать.
Насыщенное у вас вышло путешествие, даже слишком, на мой взгляд. По Италии ездить надо медленно и со вкусом, впитывая все-все-все. А если торопиться, то начинают места сливаться, как в вашем случае с Орвието, который очень интересный на самом деле. Это, кстати, уже Умбрия, регион не хуже Тосканы, только не такой раскрученный.
Ну и Трансаэро вроде как полгода уж не летает... Да, я читала внимательно)
yagodki_vperedi
Jun. 11th, 2016 03:34 pm (UTC)
Ура, нашелся все-таки человек, который осилил мой пост)) спасибо, надеюсь, что-то пригодится.
Трансаэро перепутала с S7)
На самом деле, мы были в Италии не неделю, а почти три. Это я типа хотела составить мой идеальный маршрут на неделю если, например, больше времени нет. И, конечно, маршрут не только по Тоскане, просто так обозвала, чтобы было понятно, о каком примерно месте идет речь) Этрусские города это, насколько я понимаю, Гроссето. Умбрия мне тоже очень понравилась. Еще очень впечатлил Витербо, но он уже дальше на юг, поэтому в "неделю" не стала добавлять.
А Орвието действительно уже наложился на множество впечатлений. Ну так бывает - какой-то город твой, а какой-то нет)
yakut_kekes
Jun. 16th, 2016 06:38 am (UTC)
Это же готовый путеводитель по Тоскане!
Шикарный пост, добавлю к себе в избранное!
yagodki_vperedi
Jun. 20th, 2016 07:09 pm (UTC)
Арсений, спасибо большое, прямо бальзам на душу) надеюсь, мой талмуд, который я еле осилила, действительно тебе когда-то пригодится.
yakut_kekes
Jun. 23rd, 2016 09:08 am (UTC)
Я тоже искренне на это надеюсь! Очень хочется побывать в Италии!
yagodki_vperedi
Jun. 23rd, 2016 10:03 am (UTC)
Хочется, значит побываешь)
julia_shahray
Jun. 21st, 2016 11:28 pm (UTC)
Интересное у вас получилось путешествие! Шикарные места и виды. Кишки я бы попробовать не решилась)
yagodki_vperedi
Jun. 22nd, 2016 09:53 am (UTC)
Интересное, и правда. Пожалуй, в топ пять точно входит. А это я еще столько не рассказала!) А лампредотто, если с закрытыми глазами, то очень даже вкусно, честно))
63r
Jun. 29th, 2016 01:53 pm (UTC)
шикарный просто пост! зачитался:)
yagodki_vperedi
Jun. 29th, 2016 03:07 pm (UTC)
Спасибо большое, мне приятно)
esperitlliure
Aug. 7th, 2016 11:42 am (UTC)
Очень интересно, зачиталась:)
yagodki_vperedi
Aug. 7th, 2016 01:15 pm (UTC)
Спасибо) С трудом осилила, старалась, чтобы было полезно. Ну и для себя на будущее явки оставить)
esperitlliure
Aug. 7th, 2016 04:56 pm (UTC)
Отлично получилось:)
yagodki_vperedi
Aug. 8th, 2016 01:56 am (UTC)
Спасибо))
Larissa Vitvitskaya
Jul. 7th, 2017 05:05 am (UTC)
Hotels?
очень интересный рассказ! Не могли бы вы поделиться, все отели/дома вы бронировали заранее? вы жили в нескольких местах? Спасибо заранее за совет
yagodki_vperedi
Jul. 9th, 2017 04:52 pm (UTC)
Re: Hotels?
Здравствуйте, извините, только увидела комментарий. Бронировала заранее, но не сильно, недели за две. Хотя в сезон лучше раньше, уже почти ничего не было. Бронировала на букинге и, вроде бы на www.airbnb.ru. В каждом городе разные места. Если что, спрашивайте!
crazystaff
Aug. 15th, 2017 08:10 am (UTC)
терме де сатурния подорожала. вместо 12 евро - уже 50.
kujman
Apr. 3rd, 2018 05:56 pm (UTC)
отличный пост! маршрут запал прям в душу, только вопрос, можно ли хотя бы частично осилить его своим ходом без машины? или не добраться?
yagodki_vperedi
Apr. 3rd, 2018 07:29 pm (UTC)
Спасибо, я рада, что интересно! Думаю, возможно процентов на 70. Но и по времени получится дольше, конечно. До всех городков почти ходят автобусы, но надо учитывать расписания. И очень проблематично будет останавливаться в частном секторе. Хотя, в Сан-Джиминьяно, например, мы жили в 10 минутах ходьбы от города, так что, можно и такое найти. Ну и проехаться прямо по виноградным долинам не получится, только опять же, подстраиваясь под расписание транспорта. До Сорано с тропой наверняка идет автобус от какого-то крупного ближайшего города. Тропа идет от подножия города. Можно с утра приехать и вечером уехать. Или прямо в городке что-то забронировать, оно того стоит.
Вот еще по поводу терм не уверена с общ транспортом. Но 100% можно такси от какой-нибудь Сатурнии..
kujman
Apr. 9th, 2018 09:49 am (UTC)
а вы не вспомните, что за жилье у вас было около Сан-Джиминьяно. уж больно красивый вид и ваше описание.
yagodki_vperedi
Apr. 17th, 2018 06:52 pm (UTC)
Я попробую поискать в почте в ближайшие дни, если еще актуально. Занята была по работе, сори.
goldembroidery
Apr. 6th, 2018 09:31 am (UTC)
Френдомарафон - ГАРМ9НИЯ 99
99 дней, с 18 апреля по 27 июля, в проекте ГАРМ9НИЯ - семинары, лекции, тренинги. Скидки до 50%. https://goldembroidery.livejournal.com/35108.html

marusya1961
Apr. 13th, 2018 09:16 pm (UTC)
Огромное спасибо за информативный и интересный пост! Попробуем повторить ваш маршрут в мае. К сожалению, не успеваю подготовиться основательно, все наспех получилось, потому что сначала мы заказали билеты в Бордо, в третий раз пытались, два раза (в два года) пришлось отменять по серьезным причинам. Но почему-то боженька не хочет пускать нас в Бордо, в третий раз - опять облом, изиджет отменила рейс. Мы оказались не виноваты, но почему????? Почему нам нельзя туда? Пришлось перезаказать на Милан. Оттуда - во Флоренцию и далее везде. В конце поста вы просили поделиться своей Италией - есть немного, И Рим, И Сицилия. Эх, как вспомню...
yagodki_vperedi
Apr. 17th, 2018 07:00 pm (UTC)
И Вам спасибо, что написали, я рада, что полезно) Кстати, про Милан у меня тоже есть несколько постов, они в самом начале блога, там, в основном, про шопинг. Вдруг пригодится.
Обязательно посмотрю Ваши посты, вот только немного с работой разгребусь) хорошей поездки!
Елена Шевченко
Oct. 29th, 2018 12:21 pm (UTC)
спасибо за отчет по Тоскане
Прочитала с большим удовольствием, интересно, информативно, остроумно. И, самое главное, похоже, наши оценки многих вещей совпадают.
Спасибо.
Елена.
( 25 comments — Leave a comment )